В 2016 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены серьезные изменения, а именно: глава 6 "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность" дополнена статьей 6.1.1 "Побои". Данные изменения определены Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности". В связи с появлением новой статьи законодатель не исключил полностью статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации "Побои" из уголовного закона, однако изменил ряд факультативных признаков субъективной стороны. Одновременно Федеральным законом от 07.02.2017 N 8-ФЗ "О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации" смягчена уголовная ответственность за побои, из диспозиции статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации исключена уголовная ответственность за нанесение побоев близким лицам.
Статья 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Наказание по данной статье влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
При этом побои - это действия, характеризующиеся многократным нанесением ударов, которые сами по себе не составляют особого вида повреждения, хотя в результате их нанесения могут возникать телесные повреждения (в частности, ссадины, кровоподтеки, небольшие раны, не влекущие за собой временной утраты трудоспособности или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности). Вместе с тем побои могут и не оставить после себя никаких объективно выявляемых повреждений.
К иным насильственным действиям относится причинение боли щипанием, сечением, причинение небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и другие аналогичные действия.
Таким образом, обязательным признаком объективной стороны состава указанного административного правонарушения является наступление последствий в виде физической боли.
Согласно Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н не причинившими вред здоровью человека считаются - поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений, в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Диспозиция статьи 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статья 116 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушения относится к обстоятельствам, событие административного подлежащим установлению по делу об административном правонарушении. В силу прямого указания части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие административного правонарушения отнесено к сведениям, необходимым для разрешения дела и подлежащие обязательному указанию в протоколе об административном правонарушении. При отсутствии в протоколе об административном правонарушении подробного описания самого события административного правонарушения судья объективно лишен возможности установить, есть ли в действиях лица, в отношении которого такой протокол составлен, состав вменяемого ему в вину административного правонарушения или его нет, за пределы которого судья выходить не вправе.
Всего за 9 месяцев 2025 года мировым судьей судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района рассмотрено 25 материалов данной категории. 22 лица были привлечены к административной ответственности, из них 17 мужчин и 5 женщин. Прекращено два дела в отношении 2 лиц в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, 1 дело направлено мировому судье другого судебного участка для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Приостановленных производством дел данном категории не имеется.
Квалификация побоев требует тщательного исследования причин и обстоятельств их причинения, так как в зависимости от квалификации за причинение побоев лицо может быть подвергнуто административному наказанию по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовному наказанию по статьям 116 или 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При назначении наказания мировым судьей учитывалось характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Из числа лиц, подвергнутых наказанию по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание: в виде административного штрафа в размере 5000 рублей - 17 лицам, обязательных работ от 60 до 80 часов - 4 лицам, ареста 10 суток – 1 лицу.
Так, например, постановлением мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области от 23 сентября 2025 года было установлено, что 06 февраля 2025 года в 08.55 час. У. Е.М., находясь по адресу: Оренбургская область, Матвеевский район, с. Матвеевка, ул. Братьев Свиридовых, д. 38А в кабинете начальных классов, совершила насильственные действия - схватила несовершеннолетнего ***, *** года рождения, за левое ухо, тем самым причинив последнему физическую боль.
У. Е.М. в судебном заседании вину признала. Потерпевший З. К.П. подтвердил обстоятельства нанесения побоев ему. Представитель потерпевшего З. О.П. пояснила, что о произошедшем ей стало известно со слов сына.
При назначении административного наказания мировой судья учитывал, что обстоятельством смягчающим административную ответственность У. Е.М. является признание вины, наличие пяти малолетних детей, совершение административного правонарушения впервые, обстоятельств, отягчающих административную ответственность У. Е.М. в судебном заседании не установлено. В связи с учетом характера и обстоятельств совершенного нарушения, в отношении У. Е.М. было применено административное наказание в пределах санкции, установленной ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, которое является справедливым и достаточным для его исправления.
В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
Выводы:
Изучение судебной практики показало, что мировым судьей судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области дела об административных правонарушениях по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, на судебном участке соблюдаются, административные дела рассматриваются без нарушения сроков, предусмотренных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Затруднений при рассмотрении дел данной категории у судьи не возникло.
